Сайт Л. Суровой
|
Но начинается покаяние не с исповеди, а с видения своих грехов. Как же человек может обнаружить, что какие-то его поступки, мысли, чувства не соответствуют Божиему Закону? С чего же начать готовить, что главное? Как видим, покаянию предшествует просвещение, а это уже педагогика, и здесь мы реально можем помочь ребенку. Во-первых, поможем узнать Закон Божий, жизнь Церкви и, главное - соотнести с этим Законом свою жизнь. Вот зачем нужна педагогическая подготовка к исповеди – чтобы дети ощутили себя частью живого Предания Церкви и загорелись путем святости. И в таинстве исповеди происходит единение человека с Богом - Господь очищает, врачует, возрождает нас. Верим ли этому? Не возможна исповедь без веры, без благоговейного страха перед тайной Божией любви к нам и без сокрушения о наших грехах, то есть нашем предательстве этой любви. Как же пробудить в человеке эти чувства? |
В девяностых годах замечательный московский священник отец Глеб Каляда какое-то время проводил перед исповедью духовные беседы. Если вы хотели попасть на духовную беседу, вы приходили в 16.00, если - на исповедь, то в 17.00. Этих бесед многие ждали. Иногда это был личный разговор, а когда-то - и общая беседа, но всегда говорил священник. Он делился своими мыслями о трудностях сегодняшней духовной жизни, не поучал, не укорял, даже не призывал - он называл наши трудности и не просто понимал их, но разделял их с нами. Он как бы поднимал фонарь, освещал пространство Божиим светом, и далеко становилось видно жизнь. И Свет Христов начинал светить и в наших сердцах, и мы видели, чувствовали свои грехи - они жгли. Так горящий верой пастырь возгревал и в пастве чувство истины, а оно уже рождало покаяние. И стоя на исповеди мы острее чувствовали то, что совершили, не то, что приготовили сказать, а то, что, оказывается, затаилось в закутках совести. Но это уже был второй этап. Духовная беседа - это была всегда беседа отца-священника, пробуждающая совесть. Именно обличения совести должны предшествовать исповеди. Само же таинство требует нашего слова отречения, священник только помогает «божественной хирургии».
|
Но не от всего, что в нас плохого, мы сразу можем отречься, от чего-то не можем, так как срослись - не оторвать, чтобы не покалечить себя. Да и не требует этого Господь, внутренняя структура личности должна быть сохранена, очищена - но не разрушена, и не изменена. Потому-то и не видим мы всей картины наших грехов; не видим того, что не можем оторвать от себя… пока не можем. А попробуйте-ка бросьте легкие деньги и все приятности, которые они с собой несут!.. Но все-таки увещевания церковного друга возымели действие: лихой стал поддаваться, располагаться к вере и в один день сказал: «Знаешь, я хочу попробовать всё-таки жить по-Божьи». И тогда его друг, в это время только что рукоположенный священник, еще читающий псалтирь, спросил: «А что ты можешь? От чего можешь отказаться?» Друг подумал: «Не знаю, ну, наверное, могу… не ходить в казино». «Вот и хорошо, пусть это будет твоим началом – не ходи!»
|
А после сам священник рассказывал: «И знаете, что было?! Через неделю позвонила мне его жена и сказала: срочно, мол, приезжай, и голос такой испуганный. Ну ясно, еду, вхожу: лежит, сжал зубы от боли - тяжелейший осколочный перелом ноги. Как это произошло? Упал, говорит, на ровном месте, о бордюр споткнулся. Что-то не то, думаю, и смотрит он на меня такими глазами, которых я у него никогда не видел. Попросил выйти жену и мне сквозь зубы: «Ты знаешь, откуда я шел?» Молчу. «Из казино!!!» Тогда мне самому страшно стало, - выдохнул иерей, - Бог!..» Вот эту связь наших поступков с высшим миром и должна показывать ребенку духовная педагогика. Как некогда Заповеди, Священный закон был дан народу Божиему на горе Синай, также он должен быть дан, открыт нашим детям. Жизнь уже не существует вне этого Божиего закона, Он - первая мера всех людских деяний, а значит – начало просвещения.
|
И второе, что мы можем и должны сделать для ребенка, это показать покаянный путь Церкви, многих ее подвижников разных времен и народов. Призыв к святости есть у всех пророков, учителей Церкви. Не может, не должен человек жить, не ведая своего высшего призвания. Но и откликнувшись сердцем на этот зов, двинуться, полюбить святость ребенку самому страшно, к святости надо приучать - приучить, что она есть в мире. И есть исповедь - как путь святости, очищения себя до образа Божия.
|
2. Родитель, воспитатель не должен претендовать на то, что ребенок будет посвящать его в свою духовную жизнь. Сделаете вместе памятку со значками, и достаточно. А когда научится писать, пусть все равно не подает батюшке список грехов, содеянное нужно произнести, подтвердить – и решительно отречься от него, наложить печать своего слова. |
Очень важно перед исповедью немножко постоять, подумать. Обычно детей пропускают на исповеди вперед. А зачем? пусть постоит, а вы рядом: «Давай припоминать грехи, здесь место особое, может, еще найдем в себе, что нужно исповедовать!» Это хорошее правило. Одно дело - дома, а тут, рядом с Евангелием и Крестом Господь Сам указывает главные грехи. Ребенок должен знать, что Дух Святой в нем может начать свои благодатные действия: подскажет, что забыл, осветит по-новому чувства. Надо только ободрить: «Ты не бойся того, что вспоминается. Это хорошо, если увидишь в себе плохое, отречешься от него - и освободишь душу». Теперь о групповых занятиях. Как практически организовать беседы с детьми по заповедям? Какие грехи у детей начальной школы? Жадность, обман, воровство, драки. А старший возраст (15 лет) - курение, пьянство, блуд, издевательтва, трусость, воровство уже в других размерах. Жестокость, насилие, втягивание других в компанию, когда сам человек не хотел… Разговор о заповедях – разговор о жизни. Жизнь у отроков и юношей разная, объединять нельзя. |
Беседы по Заповедям надо будет организовывать с детьми разных возрастов совершенно по-разному – всем говорить обо всех Десяти заповедях, а вот акцент делать разный. В одном возрасте на каких-то Заповедях нам придется больше останавливаться, на каких-то меньше, но ни одной не следует пропускать, оставлять на потом. Почему? Ребенок растет, мы не знаем, какой следующий поворот в его жизни будет, какие искушения грядут. Все Заповеди надо держать в сознании, что-то в активной, оперативной памяти, что-то в глубине, почти сархивировано, а понадобиться – все вспомнится. Нельзя думать, что можно сразу по всем Десяти заповедям глубоко покаялся. Не советуем строить беседу по принципу: «А что ты скажешь по первой заповеди? А что по второй – все напиши!» Не упрощают ли подробные списки самый момент исповеди?! То мгновенное озарение светом и вдруг видение своей неправды, и страх, что не видел этого раньше, и решимость порвать с этим – вот бесценный миг близости к Богу. Мы не знаем, когда настигнет нас эта нечаянная радость покаяния, важные вещи, бывает, открываются и в самый последний момент перед аналоем. А бухгалтерия: «8 раз то-то сделал, 4 раза - это...» может успокоить сердце раньше времени – вот чего не хотелось бы. Поэтому лучше обходиться, как мы говорили знаковыми шпаргалочками. |
В духовной жизни не хорош быстрый результат, не станем торопить его и мы. Ребенок не один раз будет приступать к исповеди - и пусть бы всегда это сопровождается решимостью никогда больше не грешить. Покаянное чувство и есть тот навык, который духовная педагогика должны выработать у детей, а возникает оно и у церковных людей лишь со временем, разовьется по воле Божьей – и не заметишь как! |
на главную страницу |